Так уж распорядилась природа, что волк и человек во все времена остаются непримиримыми врагами. Помимо вечной тревоги за пасущихся коров и лошадей, помимо постоянного беспокойства за скотину, стоящую на дворе, русский крестьянин, находясь вне дома, испытывал такой же страх и за собственную жизнь. Запасал ли он в лесу дрова, ходил ли с лошадьми в ночное или возвращался вечером из соседней деревни, его всегда мог подстерегать коварный и безжалостный хищник. Полуфольклорные истории о загрызенных волками коровах и овцах, и даже ночных путниках, можно и сегодня услышать в Подмосковье (не говоря уже о более отдаленных местах).Волк внушает ненависть человеку не только постоянными посягательствами на главное достояние каждого крестьянина - на его скот, но и особым азартным характером. Нередко случалось, что зверь, попадая в овчарню, в пылу охоты загрызал все стадо, не довольствуясь одним или двумя животными. Поэтому нет ничего удивительного, что в русских поверьях и легендах, связанных с дикими животными, волк занимает центральное место, а покровительство над ним народ передал одному из самых почитаемых в России Святых - Георгию-победоносцу: "Что у волка в зубах - то Георгий дал" .Помимо страха и ненависти к волкам, в народных поверьях, легендах и заговорах проявляется и особое уважение народа к этому смелому и умному зверю. Так, повсеместно считается, что если "волк дорогу перебежит - [это] к счастью" . (В отличие от лисы, зайца и белки).Согласно народным представлениям, с волком, как с человеком, можно договориться. "При встрече с волком или "волчиным стадом" крестьяне считают нужным для безопасности обратиться к ним с приветствием:- Здравствуйте, молодцы! Вы идите своей дорогой, а я пойду своей! Или говорят так:- Ну, иди, пустыня, своей дорогой!Уверяют, что если поговорить с волками по-хорошему, то они не тронут - свернут с дороги и пойдут сторонкою.Волк, по народному мнению, большой шутник: ночью он часто бросается к человеку под ноги и валит его, единственно для того, чтоб пошутить и позабавиться над страхом оторопелого путника. Главным начальником над всеми волками и покровителем их считается Св. Егорий, а, по мнению крестьян Краснинского уезда, волки находятся под властью Честного Леса или лесного царя, который часто принимает вид белого волка. Св. Егорий и Честной Леса то насылают волков на стада, то запрещают им делать нападения на домашних животных. Волкам они покровительствуют и даже наказывают людей или животных, истребляющих волков.С просьбой о заступничестве и покровительстве скоту при выгоне стада, пастухи обращаются то к Св. Егорию, то к Честному Леса и кладут им в лесу приношения и относы.Св. Егорий и Честной Леса - покровители волков. Поэтому, чтобы приобрести расположение Честного Леса, оставляли в лесу на съедение волкам овечку, - и овца та уже не считалась собственностью хозяина, по народной поговорке: "обреченная скотина в доме не животина". - И сейчас верят, что у вора бывает и хорошая и дурная рука, что у волка зуб бывает и хороший и дурной, - говорят, что если волк с хорошим зубом съест скотину - после того скот здоров бывает и ведется хорошо.Волк, по мнению крестьян Смоленской губернии, легко поддается заговорам и внушениям. Некоторые крестьяне не пригоняют своих коров ночью в хлевы и закуты, а оставляют их пастись на полях и лугах, предварительно побывав у знахаря. Знахарь читает заговор от волков у себя дома; после чего коровы и лошади, как думают, безопасно могут ночевать в лесу и в поле, без всякой охраны и надзора...Бывает, по мнению крестьян, насыл волков. Волки нападают на стадо не по своей охоте, а по приказу знахаря или колдуна, который из мести насылает их на стадо своего врага...Есть какая-то символическая связь в народном суеверии между волками и кроснами. Во многих уездах Смоленской губернии кросна играют некоторую роль в обрядах, имеющих целью предохранить стада от нападения волков.В Селецкой волости Бельского уезда при перенесении кросен в случае надобности из одной деревни в другую непременно замыкают замком нитки кросен; бабы говорят при этом: "Мы замыкаем зубы волку, чтоб он не трогал овец";крестьяне Ельнинского и Смоленского уездов также держатся этого обычая;бывали случаи задержания лиц, везших незамкнутые кросна; нарушителей старинного обычая штрафовали сельским сходом и пили с них водку.В Прудковской волости Смоленского уезда, когда выгоняют в первый раз скот, кладут нит под ноги и говорят: "Как мой нит согласен - чтобы так скот наш был согласен, чтобы волки его не трогали" ."Волки выходят из своих нор после покосов; а до тех пор, будто никто не может открыть волчьих выходов" ."Волки под селением (зимой) - к голоду, недороду" .В волков превращаются колдуны и ведьмы: "Надо в лесу найти срубленный гладко пень, воткнуть в него с приговорами нож и перекувырнуться через него - станешь оборотнем; порыскав волком, надо забежать с противной стороны пня и перекувырнуться обратно; если же кто унесет нож, то останешься навек волком" . В юго-западных областях России таких оборотней называют вовкулаками. Колдуны также умеют обращать в волков свадебные "поезда". Последнее суеверие, распространенное повсеместно в русских деревнях и сегодня, делает волка в народном воображении еще более загадочным зверем.
Суеверия
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22008-04-03 19:16:55
В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ волка преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени. В качестве бога войны волк выступал, в частности, в индоевропейской культуре. Воины и члены племени представлялись в виде волков или именовались волками. Аналогичное представление о волчьей стае, как символе единой дружины, известно на Кавказе у сванов. У индейцев волк - символ нижнего мира, мира мертвых.
Вот. где то нашел такое. =)